Художественная обработка кожи

Художественная обработка кожи

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не
проверялась
опытными участниками и может значительно отличаться
от
версии
, проверенной 12 февраля 2022 года; проверки требуют

9 правок
.
Текущая версия страницы пока не
проверялась
опытными участниками и может значительно отличаться
от
версии
, проверенной 12 февраля 2022 года; проверки требуют

9 правок
.
Кожа и различные инструменты для её обработки

Художественная обработка кожи — 1) Вид
декоративно-прикладного
искусства
, изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и
декоративно-художественного назначения; 2) отрасль текстильной промышленности,
декорирование одежды, обуви, кож-галантерейных изделий.

История[ |
править
код
]

Кожевник. Немецкая гравюра.

История художественной обработки кожи восходит к каменному веку. Уже тогда появились одежды
из шкур, первые утилитарные предметы — ремни,
обматывающие древко копья, пояса, сумки. Пифагор упоминает о выполненных при помощи
интарсии таблицах, применявшихся в обрядах египетских пирамид. Другой
пример — созданные в технике интарсии византийские
иконы (VIIIXII века), которые так понравились крестоносцам, что мода
на кожаные обои, охватив всю Европу, продержалась более трёхсот лет.[1] Широкую известность
получили и так называемые «кордовские» кожаные обои.

Приемы художественной обработки
кожи
[ |
править код
]

Существует множество приёмов и технологий обработки кожи. В
зависимости от назначения изделия и в соответствии с художественным
замыслом, эти приемы используются как по отдельности, так и в
сочетаниях. Елена Решетникова, художник по обработке кожи,
2004:

То, что сегодня называется художественной обработкой кожи,
появилось вместе с цивилизацией. Разные народы использовали кожу и
украшали предметы из неё по-разному. В Европе вместе с
книгопечатанием появилось тиснение, дамские сумки и пояса украшали
аппликация и вышивка. На севере кожу отделывали мехом, а на Востоке
её научились покрывать золотом. Кожаные одежда и обувь, мебель и
обои, переплеты книг и ножны для оружия сопровождали человечество
на протяжении всей его истории.

Тиснение[ |
править
код
]

Различают несколько видов тиснения. В промышленном производстве
применяются различные способы штамповки, когда рисунок на коже
выдавливается при помощи пресс-форм. При изготовлении художественных
изделий также применяют штамповку, но используют наборные штампы и
чеканы. Такой вид тиснения называют штампингом, т.е. нанесение на
кожу узоров с помощью штампов для тиснения кожи. Таких штампов
существует огромное количество и для каждого узора, а мастера
подбирают себе штампы, которые им нужны. Для штампинга обычно
используют кожу растительного дубления, все работы с кожей данного вида
обычно проводятся вручную. Также выделяют еще один вид нанесения
узоров на кожу – карвинг. Это ремесло славится на весь мир, но особенно
распространено в США и называется – шеридан.
Все изделия производятся вручную в стиле вестерн. Таким тиснением
покрывают сапоги, сумки, кошельки и одежду.

Другой способ — тиснение с наполнением —
вырезание из картона (лигнина) или кусочков шоры элементов будущего
рельефа и подкладывание под слой предварительно увлажненной
юфти, которую затем обжимают по контуру рельефа.
Мелкие детали выдавливают без подкладки за счет толщины самой кожи.
При высыхании она твердеет и «запоминает» рельефный
декор. Термотиснение — выдавливание декора на
поверхности кожи при помощи разогретых металлических штампов.

Перфорация[ |
править
код
]

Перфорация или высечка — один из
древнейших приемов. Собственно он сводится к тому, что при помощи
пробойников различной формы в коже высекаются отверстия,
расположенные в виде орнамента. Этот прием используют и для
создания сложных композиций наподобие витража или арабеска (например, в
ювелирных украшениях, настенных панно и т. д.).

Плетение[ |
править
код
]

Плетение — один из способов
обработки, заключающийся в соединении при помощи специальной
техники нескольких полосок кожи. В ювелирных изделиях часто
применяют элементы макрамэ, выполненные из
«цилиндрического» шнурка. В сочетании с перфорацией
плетение применяется для оплётки края изделий (используется для
отделки одежды, обуви, сумок).

Пирография[ |
править
код
]

Пирография (выжигание) — приём
новый, но с древней родословной. Видимо, первоначально выжигание по
коже явилось побочным эффектом при термо-тиснении (первое
упоминание в России с XII, а в Европе с XIII века), но затем широко применялось как
самостоятельный приём. В классическом виде пирография представляет
собой нанесение на поверхность плотной кожи (шоры, чепрака)
различных орнаментов. Делалось это при помощи разогретых штампов из
меди и применялось в основном для отделки конской
упряжи. Современная пирография своими выразительными возможностями
обязана изобретению выжигательного прибора (пирографа). При помощи
пирографии можно наносить на кожу очень тонкие и сложные рисунки.
Часто применяется в сочетании с гравировкой, росписью, тиснением
при создании панно, украшений, изготовлении сувениров.

Гравировка[ |
править
код
]

Инструменты, применяемые при гравировке

Гравировку (резьбу) применяют при работе с
тяжелыми, плотными кожами (шора, чепрак, реже —
юфть). Делается это так — на лицевую поверхность
размоченной кожи с помощью резака наносят рисунок. Затем дорожником
или штихелем (или любым металлическим предметом
продолговатой формы) прорези расширяют и заполняют акриловой краской. При высыхании
контурный рисунок сохраняет свою чёткость, а линии —
толщину. Другой способ заключается в том, что вместо дорожника
используется пирограф. В этом случае цвет и толщина линий, а также
глубина гравировки регулируется изменением степени накала иглы
пирографа.

Аппликация[ |
править
код
]

Аппликация в кожевенном деле —
наклеивание или пришивание кусочков кож на изделие. В зависимости
от того, какое изделие декорируется, несколько различаются способы
аппликации. Так, при отделке предметов одежды элементы декора
выполняют из тонких кож (опоек, шевро, велюр) и пришивают к основе.
При создании панно, изготовлении бутылей или сувениров фрагменты
аппликации могут быть выполнены из любых видов кож и наклеены на
основу. В отличие от интарсии при аппликации допустимо соединение
элементов «внахлёст».

Интарсия[ |
править
код
]

Интарсия — по сути, то же, что
инкрустация или мозаика: фрагменты изображения монтируются
«стык-в-стык». Интарсию выполняют на текстильной или
деревянной основе. В зависимости от этого выбирают сорта кож. При
работе с текстильной основой используют тонкие пластичные кожи
(опоек, шевро, велюр и тонкую юфть), а при работе на
доске — тяжелые (шора, чепрак). Для достижения
надлежащего качества по предварительному эскизу выполняют точные
лекала всех фрагментов композиции. Затем по этим
лекалам из предварительно окрашенных кож вырезают элементы и
наклеивают на основу при помощи костного клея или эмульсии ПВА. Техника интарсии применяется в
основном для создания настенных панно, но в сочетании с другими
приемами может использоваться при изготовлении бутылей, сувениров,
декорировании мебели.

Кроме того, кожу можно расписывать, её можно формовать, придавая
любую форму и рельеф (при помощи размачивания, проклеивания,
наполнения).

См. также[ |
править
код
]

Примечания[ |
править
код
]

  1. ? Факты по истории взяты из
    книги Кюльн Э. П., Кирме К. К., Реймо Х. К., Самматавет
    Э. Г. Технология художественных изделий из
    кожи. — М.: Легкая и пищевая промышленность,
    1982.

Литература[ |
править
код
]

  • Ананина Т. В., Левина Е. В. Многоликая
    кожа. — М.: Гамма, 1992.
  • Рязанская М. И., Вигдорович Ф. Л. Маленькая домашняя
    энциклопедия. — М.: 1990.
  • Селифанова Л. Н. Ремонт кожгалантерейных
    изделий. — М.: Легкая индустрия, 1971.
  • Николаева Ж. Б. Справочник: Кожгалантерейная
    промышленность. — М.: Легпромбытиздат, 1985.
  • Бастов Г. А. Художественное проектирование изделий из
    кожи. — М.: Легкая промышленность, 1988.
  • Козлова Т. В. Основы художественного проектирования
    изделий из кожи. — М.: Легпромбытиздат, 1987.
  • Страхов И. П., Аронина Ю. Н., Гайдаров Л. П. Химия и технология кожи и меха. — М.:
    Легкая индустрия. 1970.
  • Кюльн Э. П., Кирме К. К., Реймо Х. К., Самматавет
    Э. Г. Технология художественных изделий из
    кожи. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982.

Ссылки[ | править
код
]

В статье есть список источников, но не
хватает сносок
.
Без сносок сложно определить, из какого источника
взято каждое отдельное утверждение. Вы можете улучшить статью,
проставив сноски на источники,
подтверждающие информацию. Сведения без сносок могут быть
удалены.

Художественная обработка кожи – по этой ссылке можете прочесть оригинал.

Оцените статью
Схемы вязания