Коллекция из Ельца Екатерины Борисовой «Кружевной край»
Май — время показывать новые наряды! А новое — это зачастую
хорошо забытое старое. В Быхановом саду прошел ретро-показ, вызвав
у зрителей восхищение.
Эффектное ретро-дефиле «Мамино платье» состоялось во время
межрегионального фестиваля «Музей для друзей». Автором проекта и
инициатором показа одежды стал Липецкий музей народного и
декоративно-прикладного искусства. Горожане идею поддержали с
удовольствием и достали из бабушкиных шкафов и сундуков винтажные
платья и костюмы. Представительницы прекрасного пола прошлись по
аллеям Быханова сада в платьях, юбках, блузках, жакетах и пальто
середины прошлого века. Впрочем, мода, как известно, циклична, и
многие наряды полувековой давности смотрелись на девушках вполне
современно. Дефиле сопровождалось советскими шлягерами и бурными
аплодисментами зрителей.
Профессиональных моделей среди участниц ретро-показа не было,
демонстрировали наряды жительницы города и студентки Липецкого
техникума сервиса и дизайна. Впрочем, в умении женственно двигаться
они не уступали манекенщицам, поскольку взяли несколько уроков
хождения по подиуму у руководителя театра мод «Екатерина» Татьяны
Юдиной.
Часть платьев для показа представили сотрудники музея народного
и декоративно-прикладного искусства из экспозиции «Привет из
Липецка XX века».
— Проект «Мамино платье» работает у нас на постоянной основе и
периодически пополняется нарядами. Это дефиле — презентация
музейной коллекции, мы планируем ее время от времени показывать на
городских праздниках, чтобы привлечь внимание жителей и гостей к
нашим экспонатам, а также заинтересовать историей своей семьи. Ведь
каждый предмет хранит в себе память о родных людях, их характере и
привычках, важных событиях в жизни, — рассказала заведующая
Историко-культурным музеем (филиала Липецкого музея народного и
декоративно-прикладного искусства) Анна Волкова.
На примере музейных платьев можно увидеть, как развивалась мода
60 ? 80-х годов прошлого века. Юбки-колокол и вырезы лодочкой
сменили платья из кримплена и брюки-клеш. 80-е запомнились
силуэтами с широкими плечами и рукавами «летучая мышь». В моду
также вошли горошек, цветочек и геометрические узоры.
Изящное кружево
Несмотря на то, что две представленные на модном показе
коллекции созданы в наше время, они также отсылают зрителей к былым
временам.
Изумительное елецкое кружево показали липецкие модели в
коллекции Екатерины Борисовой «Кружевной край». Мастера и художники
фабрики делают все, чтобы сохранить традиции, но они стараются,
чтобы старинный промысел сочетался с современными веяниями, а
кружево вписывалось в костюмы и интерьеры XXI века.
В сезоне весна-лето-2021 в ателье «Кружевной край» с помощью
техники плетения елецкого кружева были созданы двухцветные бра,
оплечья для вечернего платья, кружевные заплатки и налокотники на
жакете, а также сложное вечернее платье с кружевным корсетом и
подолом.
Елецкое кружево находится в экспозициях различных музеев, а
также в частных коллекциях в России и за рубежом, и, конечно,
пользуется спросом у покупателей.
Вязаное волшебство
Две коллекции под названием «Винтажное платье» и «Вязаное
волшебство» представили преподаватели школы «Шьем без примерок»
Галина Ларина и Татьяна Руденко. Зрители увидели модели 70 ?
80-годов: кардиганы, юбки-миди, кофты, водолазки, брюки клеш в
сочетании с аксессуарами тех лет. Многие из них и сейчас смотрятся
современно. Участниками дефиле стали липчанки, пожелавшие
продемонстрировать наряды ушедшей в прошлое эпохи.
Здесь же показали вязаные платья, созданные руками мамы ученицы
швейных курсов Ирины Глазыриной, так что коллекция в буквальном
смысле стала «маминым платьем».
— Моя мамочка Любовь Васильевна вяжет на всю семью, у нее
эксклюзивные вещи, которые нигде не купишь. Она сама придумывает
рисунки, пользуется старыми журналами, комбинирует идеи, кажется,
как будто в вязке сочинение пишет. Я постоянно ношу ее вещи, люблю
винтажный стиль. Ухаживать за этой одеждой несложно, главное,
стирать при правильной температуре и сразу сушить на плечиках, —
пояснила Ирина Глазырина.
Сама мастерица рассказала нам, что вязать научилась еще в пятом
классе на уроках труда. С 60-х годов спицы, крючок и вязальная
машинка всегда были с ней. Авторские платья Любовь Васильевна
создавала на протяжении десятилетий, но в последние годы вяжет
только крючком.
— Много людей ходят в моих платьях, костюмах, даже гольфах и
колготках. Детские вещи вяжу. Очень люблю дарить их, я счастлива,
когда человек радуется подарку, созданному моими руками.
Пользоваться только шаблонами — не для меня, мне важно внести
что-то свое, особенное. Надоест кофта или блузка — перевязываю,
поэтому хожу все время в разном. Считаю, что вязаные вещи никогда
не устаревают, они всегда в моде, — поделилась Любовь
Глазырина.
Женственные и практичные
Липецкие девушки покорили публику очень женственными платьями из
новых для того времени тканей: кримплена, нейлона, лайкры, винила и
дралона. Такая одежда тогда считалась удобной и практичной: она не
мялась, легко чистилась и стиралась. Кстати, некоторые ткани
оказались не в фаворе, платья из льна и крепдешина к 70-м годам
считались безнадежно устаревшими.
Среди фасонов выделялись широкие развевающиеся юбки-солнце, а
также мини, которые в конце 60-х годов завоевали большую
популярность у советских женщин. Мода на короткие юбки в то время
идеологически порицалась, высмеивалась и даже запрещалась, но
бороться с ней было бесполезно. Длина выше колена настолько
полюбилась прекрасному полу, что осталась в моде на
десятилетия.
Важным аксессуаром, подчеркивающим наряд, была и остается
дамская сумочка, которая в показе так же соответствовала советской
эпохе. А особым шиком считалось, чтобы она была такого же цвета,
что и туфли. Как мы понимаем, в то время купить эти предметы в
сочетании было непросто.
18-летняя студентка московского университета Дарья Овчинникова
приехала в Липецк из села Теплое Данковского района, чтобы показать
наряды своей бабушки.
— У нас дома сохранилось много платьев моих близких — целый
шкаф. Бабушка и прабабушка были очень бережливые, вещи никогда не
выбрасывали. Некоторые из них совсем новые, даже бирки остались.
Есть, например, этикетка Елецкой фабрики, 1971 года выпуска.
Красное платье и плащ, которые я показала на дефиле, носила в 70-е
годы моя бабушка Татьяна Николаевна Овчинникова, когда была
студенткой елецкого института. Сейчас, к сожалению, ее нет в живых.
Знаю, что красивую одежду в советское время непросто было купить —
плащ, например, бабуля привезла из Москвы. Вещи из ее гардероба мы
с сестрой часто брали на школьные выступления. Я люблю классику,
ретро-стиль, поэтому некоторые бабушкины платья ношу и в
повседневной жизни. Когда в семье узнали про ретро-дефиле, то я
даже растерялась, какой наряд выбрать, — поделилась Дарья.
Путешествие начинается
Ретро-показ завершился коллекцией липецкого дизайнера Наталии
Шумейко «Путешествие начинается…». Эти костюмы для
путешественников созданы недавно, но при этом явно напоминают
наряды литературных персонажей прошлых веков. Такие наверняка будут
пользоваться спросом у романтичных натур.
Как пояснила дизайнер, путешествия способны перенести нас в
удивительный мир, пусть даже в воображении, в художественных
произведениях, стереть границы времени и пространства.
— Тем же самым свойством обладает и мода. Именно в одежде лучше
всего отражается время, исторические события, а также душевное
состояние и внутренний мир каждого человека. Наряды тех, кто
отправляется в путешествие, — это своеобразный «портрет» их
личности, — утверждает Наталия Шумейко.
Ну а путешествие в мир моды на этом ретро-дефиле не
заканчивается.
— Этот модный показ очень воодушевил нас, мы увидели горящие
глаза зрителей, услышали множество восторженных отзывов, теплых
воспоминаний. Пожилые люди узнавали в представленных костюмах вещи,
которые они носили в молодости. Обязательно продолжим работать над
проектом «Мамино платье», будем устраивать новые показы. Мы
призываем липчан не выбрасывать ретро-одежду своих близких, а
подарить ее музею. Таким образом возможно оживить воспоминания о
родных людях через их вещи и поделиться этими историями с
земляками, — считает заведующая Историко-культурным музеем (филиала
Липецкого музея народного и декоративно-прикладного искусства) Анна
Волкова.
Фото Ольги Беляковой, Николая Черкасова
Любовь Глазырина (слева) вяжет с пятого класса, а ее дочь Ирина
(справа) любит носить мамины платья
Проект «Мамино платье» работает на постоянной основе и
периодически пополняется нарядами в Музее народного и
декоративно-прикладного искусства
Дизайнерские наряды от липецкого автора Наталии Шумейко
завершили ретро-показ
Ожившие воспоминания: мода советских времен – по этой ссылке можете прочесть оригинал.